Информационный профессионал
"There's something in the air. For the first time in 30 years,
Britain is exporting pop music again"
часть 1
Начало
Информация и трансформация
Хочу рассказать вам о Программе «Информационный профессионал» которую мы представляем в России c 2019 года. Это трехуровневая программа с международной сертификацией, создана и продолжает совершенствоваться для целей Цифровой трансформации и управления корпоративной информацией.

Правильным вопросом будет – Цифровой трансформации чего? Что мы хотим изменять, с какими приоритетами и исходя из каких законов и принципов формируется этот тренд.

Программа называется «Информационный профессионал» потому, что создана для людей, которые занимаются совершенствованием и внедрением новых способов и методов работы с информацией у себя в организациях. Цели этого совершенствования вполне понятны, если мы говорим о бизнесе – максимизация прибыли, государство – удобство и эффективность предоставления сервисов. Эти специалисты независимо от профиля их работы, сейчас имеют дело с двумя видами информации – аналоговой и цифровой, тренды и тенденции последних лет говорят о том, что компании стремятся максимально трансформировать свою информацию в цифровой вид. И одним из главным вопросов в этом процессе является - Кто должен это делать у нас в организации?

Именно на этот вопрос отвечает наша Программа, она готовит сотрудников компании к быстро набирающей силу волне цифровых изменений, в которой компания не должна утонуть. Задача оседлать эту волну - новый вызов для бизнеса и государства.

Давайте попытаемся сформулировать то, что мы знаем или должны знать о цифровой трансформации.

Технологические тренды за последние 5-7 лет появляются (меняются) с очень высокой скоростью – BigData, IoT, Blockchain, AI, RPA. Так или иначе развитие цифровизации, тут я согласен с коллегами из Бостонского университета, в основном связано с тремя законами:

Закон Мура – о росте вычислительных мощностей;

Закон Меткалфа – о зависимости ценности (стоимости) сети пользователей от ее размера;

Закон Гилдера – о росте пропускной способности сети, которая развивается в несколько раз быстрее, чем мощность компьютеров.

Не нужно быть проницательным человеком чтобы понять, эти законы так или иначе связаны с взаимодействием людей, компьютеров и оборудования в одном сетевом пространстве. На сегодняшний день самое большое такое пространство это Интернет и думаю, что цифровая трансформация началась именно с начала 90-х годов, когда интернет получил статус глобальной сети. Таким образом можно предположить, дальнейшее технологическое развитие будет связано главным образом с извлечением ценности, из той информации которая генерируется в Интернете и других подобных пространствах связанных средствами телекоммуникаций для обмена информацией. И как мы с вами знаем из множества презентаций ведущих вендоров ИТ – объемы этой информации растут в геометрической прогрессии каждый год.

Сформулированные в этих законах тезисы заставляют в первую очередь международное предпринимательское и бизнес-сообщество учитывать технологические изменения в своих бизнес-моделях или же полностью строить бизнес на цифровой основе.

Скорость,

Объем,

Масштаб

Вот главные и общепризнанные мотиваторы для бизнеса, когда речь идет об использовании цифровых технологий. Примеры можно долго не искать, посмотрите за сколько лет такие компании как Facebook или AliExpress стали глобальными лидерами, это было быстро и масштабно, что бы мы знали о Netflix, не прими она в 2006 году стратегическое решение об использовании сервиса потокового вещания. Эта тенденция будет только расти. Я не хочу сейчас касаться темы Цифровой экономики в международном масштабе, эта тема отдельной статьи, но давайте посмотрим с вами на объекты и зависимости от цифровой трансформации в бизнесе и государстве.

Международное экспертное сообщество условно делит бизнес на три категории компаний:

1. Отраслевые лидеры – компании с большой историей которые добились успеха в своих отраслях, являются основой для экономики своих стран работая по всему миру. Их бизнес-модель основана на производстве материального блага.

2. Цифровые предприниматели – новый тип компаний, обычно образуются из небольших групп по интересам и перерастают в стартапы ориентированные на бизнес-модель на основе технологий, которая позволяет быстро занять свою нишу на рынке цифровых продуктов или услуг. На сегодняшний день самый привлекательный для инвесторов тип компаний. Их главное преимущество – скорость проверки бизнес-гипотез.

3. Цифровые лидеры – технологические компании которые в основном либо были основаны в 90-е – начало 20-х годов прошлого века, либо вошли в новый этап своего развития именно в этот период. Такие компании на Google, Amazon, Microsoft их бизнес-модель сегодня направлена на захват новых для себя глобальных рынков, которые они смогут дополнить своими сервисами.

В общем-то из этой простой классификации уже можно определить, где находимся мы сами, приходя каждый день на работу. Теперь давайте попытаемся определить контекст цифровых изменений (трансформации) для каждого типа компаний.

Отраслевые лидеры – думаю вы согласитесь с тем, что данный тип компаний наименее всего заинтересован в цифровой трансформации своей бизнес-модели. В основе бизнеса этих компаний лежат простые и понятные потребности рынка в тех материальных продуктах или услугах, которые менее всего нуждаются в изменении – нефтяные и газовые компании, горнодобывающее производство и металлургическая и химическая промышленность, различные государственные или полугосударственные финансовые организации яркие примеры таких компаний. Они не готовы пока платить за цифровую трансформацию своих продуктов, но готовы обсуждать свои процессы (технологические, управленческие, производственные) и услуги. Эти компании готовы улучшать свою деятельность в контексте бизнес-результатов (сокращение затрат, увеличение прибыли и тд.) учитывая быстрое технологическое развитие и конкуренцию на глобальном рынке. Эти компании не готовы менять ядро бизнеса достаточно быстро, главным образом из-за сложившейся корпоративной культуры, а ее как известно формируют люди.

Цифровые предприниматели – ситуация прямо противоположная, компании сосредоточены на создании нового цифрового продукта или услуги. Возможно, это даже создание новой цифровой платформы, но бизнес-модель такой компании строиться (может даже чаще всего бессознательно) на тех мотиваторах которые мы обсудили выше – Скорость, Объем, Масштаб. Их цель простая – максимально быстро проверить бизнес-гипотезу исходя из своих умений. Корпоративная культура соответствует предпринимательскому духу и заставляет людей совершенствовать свои цифровые продукты с необходимой для выживания на рынке скоростью. Они обращают внимание на свои процессы, их регламентацию и оптимизацию. Чаще всего у таких компаний нет даже необходимых навыков по операционному управлению (если есть, то это сразу +70% к выживаемости). Но именно эти компании «несут ответственность» за постоянный и быстрый технологический прогресс. Мне кажется их основная миссия быть глобальной функцией R&D на мировом рынке.

Цифровые лидеры – этот тип компаний вырос из цифровых предпринимателей, сформировал зрелую организационную структуру, отладил свои процессы в соответствие с той бизнес-моделью, которая принесла им успех, при этом сохранил тот самый подход к R&D который позволил им достичь успеха. Эти компании быстро набирают капитализацию (не забываем – скорость, объем, масштаб), поэтому инвестиции в данные компании становиться сложной задачей, из-за быстро растущей стоимости и высокого спроса. Цифровые лидеры захватывают новые сегменты рынка, стремясь улучшить за счет своих технологий традиционные производства или сферы слуг.

Подытожим, какие основные приоритеты у различных типов компаний в цифровой трансформации:

Отраслевые лидеры – улучшение процессов и сервисов

Цифровые предприниматели – создание новых продуктов и услуг

Цифровые лидеры – новые бизнес-модели и рынки.

Но в жизни не все так однозначно, например цифровые лидеры начинают инвестировать и покупают цифровых предпринимателей. Отраслевые лидеры вступают в альянсы с цифровыми лидерами, комбинаций взаимодействия этих трех типов игроков на рынке цифровой трансформации достаточно много. Создаются коалиции, цифровые платформы и другие возможности для коллаборации и создания новых центров прибыли. Нужно понимать, что дальнейшее развитие технологий прямо или косвенно будет влиять создание возможностей участия в глобальных проектах не зависимо от места нахождения конкретного человека.

А что же государственные организации? Их задача в цифровой трансформации не просто предоставлять государственные услуги в цифровом формате, но и создавать те правила, по которым будет развиваться цифровой бизнес в стране. Недавно мы делали семинар для сотрудников ФНС на тему Agile подходов к управлению проектами. И привели, мне кажется, удачный пример, когда ведомство выпускало новый закон о новом налоге на инновационную деятельность ровно в тот момент, когда эта деятельность принимала другую форму и переставала подпадать под новый закон. Между прочим, 2-3 года работы ведомства…



Мы немного поговорили о бизнесе, а что мы знаем об информации? И чем информация, например, отличается от структурированных и неструктурированных (контента) данных, о которых сейчас говорят намного больше. Недавно мой коллега подготовил статью на тему BigData, по моему мнению, она хорошо раскрывает отношения организаций и информации. Я же ранее проводил исследование, исключительно для собственного саморазвития и эта статья хорошо легла на изученный материал. Иногда простые вопросы действительно способны загнать в логический тупик.

С данными проще, это формально зарегистрированное событие. Может быть практически в любой форме.

С информацией сложнее, если сформулировать вывод, информация — это данные плюс контекст. Именно контекст добавляет ту ценность, является ключом, к данным который делает их информацией, а через несколько итераций знаниями. Под контекстом мы можем понимать все что угодно, нашу жизнь и бытовые ситуации в ней, бизнес и все что связано в первую очередь с экономическими показателями и процессами по их достижению. При этом именно информация имеет такие качественные характеристики как актуальность, непротиворечивость, доступность и полнота. Информация — это вывод на основе собранных данных в определенном контексте. Это именно-то что мы должны получить после обработки определенного объема данных. И тут важно понимать 2 ограничения:

Во-первых, контекст, если мы ставим задачу некорректно, то получаем не ту информацию, на которую рассчитывали.

Во-вторых, структуры данных – это сложнее, но, если представить, что вы живете в доме, где каждое утро меняется планировка и некоторые комнаты дублируются в хаотичном порядке, а вы не должны опаздывать на работу и желательно приезжать туда одетыми – вы быстро поймете, что структурность и организованность — это хорошо. Или помните то чувство, когда вам кажется, что вы положили кошелек туда, где он обычно находиться, а его там нет? – Неприятно. Примерно тоже самое происходит с информацией в организациях, которые недостаточно зрело подходят к вопросу организации корпоративных данных. Именно в таких организациях при запросе даже стандартного отчета для руководства может возникнуть паралич нескольких отделов. И все было бы нормально, если мы не помнили о тех самых цифровых бизнес-мотиваторах, первым из которых является Скорость.

Работа с информацией в цифровом форме открывает новые возможности для бизнеса, но ставит новые задачи по организации и управлению этой цифровой информацией. Выделение главного из общего объема всех доступных данных на планете с целью коммерциализации является для современных компаний главной задачей последние несколько лет.

By the end of the decade it was pretty much done though. So now people had nothing in particular to believe in. They still had their DIY clothes and wild hairstyles, but no wave already.
And this is as fashionable as it gets for sport fans.
1991
Grunge comes to the UK
Nirvana makes their famous Top of the Pops appearance
Nirvana does Top of the Pops performance, where, not allowed to play live, they just show off all over the place. And as the UK youth saw this happening, they did not exactly fall in love with Grunge, but rather got the idea for their own attitude of the next decade. "The Scene That Celebrates Itself", as they call it, was finding its way.

THE VISION ARRIVES

"Our current state sucks. Let's look for something interesting in the past. Let's pretend the past is still here."
1993
First Acknowledgement
Suede make it to the magazine cover
It was this issue of the Select magazine that stated that Britpop is a thing. It featured Suede, The Auteurs, Denim, Saint Etienne and Pulp. No Blur and no Oasis yet.
Suede were one of the first bands to establish themselves in this new genre. They set the guidelines for everyone to follow. As the journalist
John Harris wrote, "If Britpop started anywhere, it was the deluge of acclaim that greeted Suede's first records: all of them audacious, successful and very, very British"
1994
April 1994
Blur release their third studio album, Parklife
The singles include:

1. "Girls & Boys"
Released: 7 March 1994
2. "To the End"
Released: 30 May 1994
3. "Parklife"
Released: 22 August 1994
4. "End of a Century"
Released: 7 November 1994

"Blur went from being regarded as an alternative, left field arty band to this amazing new pop sensation"
— Graham Coxon, |Blur
August 1994
Oasis releases their debut album, Definitely Maybe
The singles include:

1. "Supersonic"
Released: 11 April 1994
2. "Shakermaker"
Released: 13 June 1994
3. "Live Forever"
Released: 8 August 1994
4. "Cigarettes & Alcohol"
Released: 10 October 1994
5. "Rock 'n' Roll Star"
Released: May 1995 (US radio single)
"We don't want to be an indie band from England who've had a couple of hits. We want to go on and be an important band and there's certain things you've got to do."
— Noel Gallagher, Oasis
1995
Young British Artists
Damien Hirst gets Turner prize for a divided cow
The similar go-get-'em moods dominate the art scene. Young British Artists, led by Damien Hirst, are making art as outrageous as possible. In 1995, Hirst himself gets the Turner Prize (the most prestigious prize in Fine Arts) for "Mother and Child (Divided)" - the installation consisting of a cow and a calf, divided in halves and put in tanks of formaldehyte.
Sarah Lucas' Self Portrait and "I'm Desperate" by Gillian Wearing

COMMON PEOPLE

1996
The anthem on air
She came from Greece, she had a thirst for knowledge
The song Common People released by Pulp in 1996 is voted a Britpop anthem. In a 2012 question and answer session on BBC Radio 5 Live Cocker said that he was having a conversation with the girl at the bar at [Central Saint Martins] college because he was attracted to her, although he found some aspects of her personality unpleasant. He remembered that at one point she had told him she "wanted to move to Hakney and live like 'the common people'"
Written by Natasha Savicheva
All rights for images and videos belong to their authors.
Further materials
Film
Live Forever - The Rise and Fall of Brit Pop
Hilarous documentary about the Britpop music scene in the Nineties, featuring all the main bands of the scene exposing the truth behind the myths.
Interview
Oasis from the archives: Noel in 1994
Just before the release of Definitely Maybe, Caspar Llewellyn Smith caught up with Noel Gallagher to find out about scraps with Liam, spats with Suede and why people would still be listening to his band's debut album in 20 years' time.
Website
Britpop at the BBC: Class of '94
BBC celebrates the 20th anniversary of Britpop with series of special programs and features.