Автор: Чарльз Росс
Редактор, Аналитический отдел издания The Economist

Спрятанная экономика данных

Компании должны серьёзно отнестись к использованию и управлению данными
Приблизительная длительность чтения этой статьи - 5 минут. Вверху страницы есть зеленый индикатор по которому вы сможете понять сколько осталось до конца статьи
Данные, не нефть – они являются «более ценным ресурсом в мире». Так звучал заголовок в The Economist ещё в 2017. Несмотря на это многие фирмы все ещё тонут в потоке данных и пытаются перестроить себя, чтобы создавать из данных ценность.
Оценка уровня зрелости управления данными
Узнайте свой потенциал роста для управления данными
В бизнес-информации сокрыт огромный потенциал для развития любой организации. Несмотря на то, что все руководители соглашаются с ценностью данных как актива - в российских организациях отсутствует учёт таких активов. В статье обозначен ряд правильных акцентов и подходов к развитию экономики данных.

Александр Черкавский
Это удивительно, тем более если задуматься об оценке ценности данных. В марте 2020 года издание The Economist подсчитало, что стоимость данных только в США оценивается в пределах 1,4 – 2 триллионов долларов. С учётом такой оценки, почему компании не делают больше, чтобы воспользоваться новыми возможностями?

Этот вопрос обсуждался на прошедшем вебинаре между Полом Сондеррегером, старшим стратегом по данным в Oracle, Андреем Хагью, приглашённым профессором Школы бизнеса Куэстром Бостонского университета и мной. Мы выясняли, как компании должны переосмыслить свои стратегии и операции для раскрытия ценности данных, которые они уже собирают, а также как они могут улучшить и развить процессы, чтобы они стали более рациональными и эффективными.
Экономика данных спрятана от посторонних глаз
Важность данных для бизнеса растёт. Данные всё чаще воспринимаются как ценный ресурс, к которому компании должны легко получать доступ.
В то же время многие компании пытаются сориентироваться в огромном количестве данных, которые они собирают и производят. Для создания ценности, а не сложности, из этого «потопа» данных, компании должны думать о данных, как об основе для создания цифровых товаров и сервисов, а не как о побочном продукте основных бизнес-процессов.

Пол Сондеррегер считает, что все компании должны быть сфокусированы на данных, избегая ситуации, когда данные похоронены в разрозненных информационных колодцах. Для этого организациям необходимо основываться на подходящих технологиях. Например, автономные базы данных позволяют сократить найм технического персонала для сортировки потоков данных.

Итак, внутренние данные отсортированы. Далее компании должны понять, откуда берётся спрос. На сегодняшний день большинство компаний обладают спрятанной экономикой данных внутри их экосистем – в первую очередь это касается данных, которые они производят самостоятельно. Компании должны переосмыслить свои стратегии и выработать модели, которые позволят извлечь ценность из данных. Эта ценность берётся, например, из инсайтов, которые в свою очередь являются продуктами применения технологий bigdata и анализа данных, а также технологий искусственного интеллекта. Многие компании поймут, что ценность может быть создана за счёт использования их данных другими организациями.
"Наиболее странной особенностью данных является то, что большинство их никогда не попадает на рынок. Данные дословно соответствуют определению капитала из учебника по экономике.»
Пол Сондеррегер
старший стратег по данным, Oracle
Пол предлагает компаниям сосредоточиться на трёх ключевых аспектах для того, чтобы вскрыть спрятанную экономику данных: ликвидность, продуктивность данных и безопасность данных. "Вам как бы хочется, чтобы данные меняли своё представление. Данные сами по себе не обладают реальной ценностью. Данные могут только генерировать ценность или снижать издержки, когда они применены в процессе или при принятии решения.» Перечисленные выше активности, добавляющие ценность должны осуществляться внутри рамок комплаенса и управления рисками. Поскольку нормативные требования к данным всё чаще позволяют защитить всех стейкхолдеров.
Создание конкурентного преимущества
Облачные сервисы подпитывают «потоп» данных. В компаниях, которые освоили извлечение ценности из данных, данные могут собираться и анализироваться в реальном времени в масштабе, позволяющем улучшить и персонализировать продукты компании значительно быстрее. Большинство компаний полагают, что такие способности на основе данных приводят к созданию значительных конкурентных преимуществ
"Сейчас основной вопрос для любой компании: если у нас есть способность развивать компанию на основе данных, какие условия приведут нас к новым конкурентным позициям, которые мы сможем защитить?"
Андрей Хагью, адъюнкт-профессор по информационным системам, Школа бизнеса Куэстром Бостонского университета
Андрей Хагью предостерегает от скоропалительных заключений, и объясняет, что обучение/развитие на основе данных позволяет создать конкурентную позицию для компаний только при выполнении семи условий.
Два из этих условия являются критическими:
  • 1
    Данные, создающие ценность для клиентов
  • 2
    Скорость внедрения результатов инсайтов от данных в продукты и сервисы
Каждое из этих условий позволяет уравнять правила игры для малых и средних компаний. Условия позволяют получить доступ к огромному объёму данных, снижая входной порог для выстраивания бизнеса на основе данных.

"Если вы найдёте наборы данных, которые вы можете купить – используйте такие возможности для тренировки ваших алгоритмов; если вы используете нескольких своих клиентов для получения новаторский инсайтов – вы в деле», объясняет Хагью. Такой простой подход к использованию данных и обучению на них – был бы невозможен, если бы для него требовалось, чтобы все были исследователями данных (data scientists) для интерпретации результатов обработки данных. Хорошо, что существуют инструменты с интуитивным пользовательским интерфейсом и серьёзными возможностями по визуализации данных, в которых машинное обучение делает всю тяжёлую работу для создания креативных инсайтов, которые могут быть использованы лидерами бизнеса. Если вы стараетесь сделать ещё один шаг в работе с «потопом» данных, инструменты, например такие как облачные аналитические платформы, позволят обеспечить вам повсеместный доступ ко всем типам данных и источникам, будь это устаревший мейнфрейм или современное веб-приложение.
Ключевые выводы:
  • Многие предприятия не выживут, если не построят бизнес-модели, которые позволят им лучше использовать ценность от их данных.
    Компании должны собирать больше данных и использовать их для того, чтобы принимать обоснованные решения по бизнес-процессам, вовлечению покупателей, инновациям и развитию бизнес-моделей. Всё это позволяет компаниям лучше конкурировать.
  • Данные — это капитал, и должны рассматриваться в терминах спроса и предложения.



    Компании должны посмотреть за пределы своей организации при использовании своих данных. Внешние организации могут сгенерировать больше ценности и инсайтов из ваших данных.
  • Обучение вашей компании на основе данных должно сочетаться с сетевыми эффектами для создания конкурентных преимуществ.
    Обучение само по себе не создаёт конкурентное преимущество из-за «потопа» данных. Вместе с этим необходимо применять сетевые эффекты для построения ценностных и прибыльных бизнесов.